Чужие грабли. Как Казахстан создавал электронное правительство. Колонка Руслана Енсебаева

Когда в Украине говорят о e-government, ставят в пример Эстонию. Возможно, лучше смотреть на соразмерный Казахстан. (Источник: ЛІГАБізнесІнформ)

Руслан Есенбаев

Объединением всех государственных органов Казахстана в единую систему электронного документооборота мы начали заниматься еще в 2000 году. В 2003-м были приняты законы об электронном документообороте и цифровой подписи. Концепцию электронного правительства разрабатывали, базируясь на опыте сильно продвинувшихся в этом направлении стран – Великобритании, Южной Кореи и особенно Эстонии. Именно эстонские специалисты помогли подготовить концепцию по методологии ООН.

За пять лет – с 2005 по 2010 год – создали инфраструктуру. В этот период развивалась защищенная внутренняя сеть госорганов и государственные базы данных. Проделана колоссальная работа. В стране появилась базовая инфраструктура – централизованная база данных, единый шлюз, который интегрирует ведомственные системы на уровне веб-сервисов, портал как единая точка доступа к этой инфраструктуре, единая транспортная среда и удостоверяющий центр. Параллельно внедряли электронные услуги, но ими в то время мало кто пользовался.

“Стошка” преткновения

В ходе работы столкнулись с разными проблемами: и с техническими, и организационного характера, и с теневым оборотом денег в посреднической среде. Два года потратили только на стандартизацию официальных документов и утверждение регламентов. Но не расслаблялись и не опускали рук. Старались сделать революцию в госструктурах, которая позволит отказаться от бумажного документооборота в пользу цифрового. Вот тут мы ощутили серьезное противодействие целого злокачественного образования.

Приведу пример из сферы недвижимости. Так случилось, что реформа документооборота в недвижимости совпала с бумом строительства в 2007-2009 годах. Очень много недвижимости продавалось, и справка, которую при этом выдавали, пользовалась огромным спросом. За нее платили немалые деньги посредникам, а не государству. Создался огромный теневой рынок. В народе эту теневую подачку называли “стошкой”, поскольку давали за нее $100. Но Минюст тогда принял волевое решение: на уровне подзаконного акта прописал, что услуга предоставляется безальтернативно только в электронном виде. После этого теневой пласт посредников самоликвидировался. Прямой экономический эффект этого мероприятия сложно пересчитать. Но если учесть, что даже 10% этих справок проходили мимо казны, получается огромная сумма. Сам процесс выдачи справок по недвижимости по самым скромным подсчетам позволяет экономить ежегодно более 6 млрд тенге (почти $21,7 млн). Именно эта услуга первой показала хороший результат. Мы получили “зеленый свет” и полное содействие чиновников.

Экономия на масштабе

По данным Организации экономического сотрудничества и развития, общие затраты на электронное правительство в госсекторе США составляют $75 млрд, в Великобритании $9,1 млрд, в Южной Корее $2,5 млрд в год. Мы же за 10 лет реализации проекта в Казахстане на все системы госорганов, на транспортную среду, на всю инфраструктуру потратили около $1 млрд. После чего Казахстан поднялся в рейтинге ООН развития электронного правительства на 28-е место из 192 стран.

С 2010 года проект масштабирован на другие виды услуг. Огромные средства, которые уходили в тень, помогла сэкономить электронная система госзакупок. Процесс становится более прозрачным, и государственные деньги тратятся теперь более эффективно. С 2011 по 2015 год страна сэкономила 153 млрд тенге (почти $555 млн).

В стране великой степи унитарная система госуправления. Услуги доступны во всех регионах – исключений нет. Человек в любом населенном пункте может получить доступ к электронным услугам. В этом плане важен вопрос компьютерной грамотности и технической возможности доступа. Поэтому сначала реализовали программу создания Центров обслуживания населения, которые построены по принципу “единого окна”. В каждом из них есть уголок электронного правительства. Тут же бесплатно и, что называется, в нагрузку государством выдается цифровая подпись. Используем все каналы, чтобы люди научились пользоваться системами. Ведь большинство электронных сервисов бесплатны. На некоторые виды услуг сохранился аналог госпошлины – совершенно символическая плата.

У нас есть показатель, который мы называем Индексом бюрократизации услуги. Он показывает, сколько справок человек должен собрать, чтобы получить одну услугу. До внедрения е-правительства он равнялся 10. Сейчас индекс сократился до 3, а во многих сервисах уже равен нулю.

На данный момент для населения страны доступны более 800 услуг на портале электронного правительства и электронного лицензирования. Какие-то используются чаще, какие-то реже. Но все востребованы.

Хороший пример – регистрация юридического лица. Раньше на оформление компании в Казахстане уходило больше 30 дней. Сроки диктовались необходимостью подать массу справок в разные ведомства. Сейчас можно за пару часов зарегистрироваться на государственном портале. За это время система проверит учредителей компании, не находится ли кто-то из них в розыске и нет ли задолженностей. Услуга регистрации юрлица работает с 2013 года. Через систему уже зарегистрировалось более 70 000 компаний.

От сервисов к технологиям

Сейчас наше электронное правительство переходит на качественно новый уровень. Как раз об этом пойдет речь на международном инновационном конгрессеTechConnect.Tech, который 12 ноября пройдет в Астане. Мировой тренд по e-government – открытые данные. Создается новая экосистема для стартапов и компаний, на базе которой те смогут разрабатывать полезные продукты. Мы совместно с госорганами поднимаем их данные и переводим в машиночитаемый формат, а программисты создают свои сервисы. Недавно в Алматы провели хакатон, на котором за два дня создали 13 приложений по криминальной статистике, образованию и т.д.

Примеров много. Студенты создали приложение “Безопасная школа”, разработав свой алгоритм. Работает оно очень просто. Вы запускаете приложение, набираете номер школы. Сначала система подтягивает данные Минобразования, потом данные прокуратуры. Потом считает число преступлений, тяжесть преступлений в этом районе города и выдает Индекс безопасности от 1 до 10. Дальше накладываются данные Минобразования по средним показателям успеваемости. В итоге родители, не выходя из дому, понимают, в какой среде будут учиться их дети.

Для разработчиков доступ к государственным данным бесплатный. Это прописано в законе о доступе к информации, который скоро рассмотрит парламент. Также мы обяжем госорганы выкладывать на портале все несекретные и не персональные данные в машиночитаемом виде. Они будут платить штрафы, если не обеспечат их публикацию.

Благодаря оптимизации всех процессов за счет экономии бумаги и времени госслужащих сэкономлено более 70 млрд тенге (почти $254 млн). В частности, электронные бизнес-процессы сберегли более 1 500 тонн бумаги, а с ней и спасли немалое количество деревьев от вырубки. Такая простая аналитика показывает, что электронное правительство – очень полезное изобретение. Тут всегда есть возможности роста.
Автор: Руслан Енсебаев,
председатель правления компании “Национальные информационные технологии” –

национального оператора инфраструктуры е-government Казахстана.

Advertisements

Залишити відповідь

Заповніть поля нижче або авторизуйтесь клікнувши по іконці

Лого WordPress.com

Ви коментуєте, використовуючи свій обліковий запис WordPress.com. Log Out / Змінити )

Twitter picture

Ви коментуєте, використовуючи свій обліковий запис Twitter. Log Out / Змінити )

Facebook photo

Ви коментуєте, використовуючи свій обліковий запис Facebook. Log Out / Змінити )

Google+ photo

Ви коментуєте, використовуючи свій обліковий запис Google+. Log Out / Змінити )

З’єднання з %s

%d блогерам подобається це: